Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции.
Один из распространенных мифов о счастливом родительстве состоит в том, что отцы и матери никогда не злятся на своих детей, во всяком случае, не могут, не должны. На самом деле секрет здорового воспитания ребенка состоит в адекватном отношении родителей к любым эмоциям, которые у них возникают.
Оттенков у эмоций очень много, но базовые эмоции условно делятся на три категории:
Положительно окрашенные (позитивные): радость, восхищение, предвкушение и тд;
Отрицательно окрашенные (негативные): печаль, гнев, страдание, страх, стыд и тд;
Нейтральные: удивление, любопытство, безразличие и т.д.
Обращаем ваше внимание, что речь идёт именно о положительной или отрицательной окраске. Плохих эмоций нет.
Каждая их них необходима человеку, выполняет важную функцию и обеспечивает контакт с окружающим миром.
Радость – помогает выразить своё отличное настроение, поделиться им с миром.
Грусть – даёт возможность остановиться и задуматься, сделать паузу, осмыслить происходящее.
Страх – обеспечивает безопасность, не разрешает нам ходить по краю крыши и совершать другие необдуманные поступки.
Ярость и гнев – помогают сохранять свои границы и отстаивать их.
Это лишь небольшое количество эмоций, на самом деле их гораздо больше и именно они делают наш мир таким интересным, красочным и разнообразным!
Бороться с появлением эмоций – дело бессмысленное. Именно поэтому родителям важно понимать, что злиться – это нормально. Более того, злиться на своих собственных детей – тоже нормально. Научите реагировать правильно.
Первый шаг к управлению своими негативными эмоциями – принятие факта, что каждый человек имеет право на проявление любых эмоций, и это абсолютно нормально.
Мало того, важно не только принять факт нормальности злости, обиды, раздражения, но и научиться осознавать эти эмоции, ведь часто люди их подавляют. Подавленные эмоции продолжают воздействовать как на психическое, так и физиологическое состояние человека.
Соответственно, второй шаг к тому, чтобы научиться справляться со своими эмоциями, — это осознавать их, разрешать себе их испытывать.
Эмоции всегда появляются не по отношению к человеку, а по отношению к ситуации. Поэтому важно понимать, что вы злитесь не на своего ребенка, а на возникшую ситуацию: она может быть неприятной, эмоции – негативными, но сам ребенок по-прежнему остается хорошим и самым любимым.
Следовательно, третий шаг – это научиться объяснять ребенку, что причиной ваших негативных эмоций является ситуация, в крайнем случае – его поведение, но не он сам.
Безусловно, иногда эмоции бывают очень интенсивными, и нередко это зависит от состояния нервной системы человека. Это исключительно физиологический процесс, и избавиться от него невозможно – полностью лишены эмоций только психически больные люди. Максимально важно эмоции выплескивать.
Разрешите себе побить подушку, швырнуть об стену мячик, громко покричать. Как только однажды вы это сделаете – сами убедитесь, насколько легче вам станет.
Эмоциям всегда нужен выход, поэтому четвертый шаг – это выплескивать эмоции наружу. Но крайне важно обезличивать этот процесс: никогда не направляйте эмоциональный поток на ребёнка или любого другого человека – пострадать должна только подушка или стенка.
Теперь, когда мы выяснили, что эмоции нужно осознавать, принимать, выплескивать и обезличивать, подойдем к заключительному этапу. От эмоций нельзя избавиться, но можно научиться их контролировать.
Расскажем о некоторых способах контроля негативных эмоций по отношению к собственному ребёнку.
- Проговаривайте про себя свои эмоции. Как только вы скажете себе: «Я разозлилась», вы уже возьмете эту эмоцию под контроль.
- Как только вы это осознали, остановитесь на несколько секунд.
- Поставьте себя на место ребенка: сочувствие, умение понять и принять поведение малыша поможет вам в управлении вашими эмоциями.
- Подумайте, хотите ли вы конфликта? Если ответ отрицательный, то постарайтесь придумать максимально адекватный выход из сложившейся ситуации. Всегда важно удерживать в голове цель, конечный результат, который вы хотите получить.
- Предложите придуманное вами решение проблемы, объясните причины, по которым это решение вам кажется наилучшим. Разумеется, важно учитывать при этом возрастные особенности детей и разговаривать с ними нужно на понятном им языке.
Придумывайте вместе со своим ребенком новые игры с эмоциями, пробуйте старые – это отличный способ разобраться с эмоциями, научиться называть их своими именами.
- Совсем простая и известная, но очень полезная игра – «Эмоциональный крокодил» Играть в нее с ребенком – одно удовольствие. Правила такие: первый участник загадывает эмоцию и изображает её без помощи звуков и слов, то есть только мимикой и жестами. Остальные – угадывают. Попробуйте – это весело и очень полезно!
- Есть прекрасная книга для чтения с ребенком «Поллианна», Элинор Портер. Это книга про девочку и ее игру – находить везде хорошую сторону происходящего. Это история - наглядный пример умения найти положительные стороны в происходящем вокруг и вызвать у себя положительные эмоции. Попробуйте поиграть в эту игру вместе с ребенком.
- Вот ещё интересный вариант - придумайте или возьмите любого персонажа и обратите в «эмоционального всезнайку». Договоритесь с ребенком, что он может к своему персонажу обращаться со своими вопросами – и ответ не заставит себя долго ждать. Конечно, вы понимаете, ребенок сам будет отвечать на все вопросы, но порой проще рассказать о своем состоянии через 3-е лицо: зайка говорит, что я сильно разозлился!
- Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
- Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает вести себя неприемлемо, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
- Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
- Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!
- Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
- Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет. Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя. (Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).
Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.
Книги про эмоции. Именно книги могут нам помочь понять себя, развить в ребенке умения понимать свои эмоции.
- «Как победить страхи», И. Чеснова. Страх нередко мешает детям жить спокойно: одни боятся монстров под кроватью, другие выступать у доски. Психолог Ирина Чеснова создала книгу детям 6-10 лет о том, как справиться со страхами. Читая книгу, вы с ребенком узнаете, о том, для чего нужны страхи и какими они бывают - от боязни монстров и призраков до страха перед контрольной — и дает советы, как выйти из этой ситуации. Например, автор рекомендует рисовать страхи и рассказывает, что делать с этими рисунками, знакомит читателей с тематическими сказками, подсказывает, как меньше бояться.
- «Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире», Дебби Танг. Это комикс про эмоциональное состояние интроверта созданный британской художницей Дебби Танг. Эта книга включает в себя десятки маленьких историй, где героиня - ребенок, который любит одиночество и спокойный досуг, пытается приспособиться к шумному миру. Некоторые здесь узнают себя и поймут, что не обязательно стараться преодолеть собственную данную от природы замкнутость с стремится стать душой компании. Экстравертам же эта книга даст возможность понять других людей, которые, может быть казались им странными и не очень вежливыми.
- «Мои Эмоции», Агнес Бессон. Эта книжка сможет научить разговаривать о самых разных чувствах. Двенадцать разворотов книги – двенадцать различных эмоций. Слева представлено эмоциональное состояние (наслаждение, грусть, обида и др.), а справа приведены четыре сюжетные картинки, герои которых испытывают то самое чувство. Так, на развороте, посвященном «интересу», мальчик наблюдает за муравьями, девочка ждет, кто же вылупится из яйца. А на четвертой картинке – задача: определить, что чувствуют герои. А в завершении конечно стоит поговорить с ребенком в прочитанном и подвести итог.
- «Что делать если делать не хочется», Александра Макеева, Виталий Сонькин. Каждый подросток встречал ситуации, в которых ничего не хочется делать. В книге говорят о разных неприятных для ребенка ситуациях и подсказывают, как найти лучший выход из положения. Главный их рецепт — поиск разумного компромисса. Они объясняют, что это за стратегия поведения и когда ее можно использовать, как она помогает сохранить хорошие отношения. Например, если тебе совсем не хочется идти в музей с родителями, ты можешь скандалить, а можешь всерьез поинтересоваться, почему взрослым так важно рассматривать картины — и узнать что-то новое. Книга описывает проблемы и удачные или неудачные способы их решения с помощью смешных комиксов.
- «Азбука Эмоций», Наталья Кедрова. Книга детского психолога и гештальт-терапевта адресована младшим школьникам и подросткам, которым хочется больше узнать, как устроены их переживания, как понять себя и других людей в робости, горе, обиде или зависти, как переживается уважение или гордость. Тест снабжен яркими иллюстрациями, а книга будет интересна и взрослым, и детям.
Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
раскрыть » / « свернуть